Эксклюзив
На "удаленку" без стресса
Резкий переход на удаленный формат работы может стать стрессом и для работника, и для его руководителя. Чтобы быстро войти в режим и оставаться эффективным, постарайтесь следовать следующим рекомендациям.
  • Планируйте день, опираясь на рабочие задачи, которые стоят перед вами.
  • Если есть онлайн-встречи – занесите их в календарь, а потом заполняйте промежутки другими задачами; можно попробовать поставить на них ограничение по времени, чтобы не тратить на них слишком много часов.
  • Четко разграничивайте начало рабочего дня и его окончание, так как всегда есть соблазн начать работать в 7 утра и не заканчивать до 10 вечера, а это неправильно и деструктивно: можно перегореть и, отработав в усиленном режиме пару дней, испытать выгорание.
  • Лучше сохранять максимально рабочий график в более здоровом его варианте и режиме: закладывайте время на обед и 5-минутные перерывы
  • Все личные дела планируйте на нерабочее время, т.к. у вас освобождаются минуты и часы, которые вы раньше тратили на дорогу до офиса.
  • Если перед вами стоит проблема прокрастинации, организуйте коммуникацию с коллегами, делайте чаще конференц-коллы с командой и с руководителем тет-а-тет – это поможет ощущать себя в команде. Каждый день ставьте себе мини-цель на день, о которой будете отчитываться команде, ну или хотя бы самому себе.
  • Попросите домашних не беспокоить вас в строго определенные временные отрезки.
  • Лучше опираться на уже сложившиеся привычки и «якоря» - одеться по-офисному, накраситься/побриться, садиться работать за другой стол/на другой стул, чем тот, за которым вы отдыхаете и занимаетесь нерабочими вещами в выходные.
  • Заведите какой-то ритуал, который будет давать сигнал о переключении на рабочий режим, например - помыть чашки, записать план в ежедневник, просто сделать круг вокруг стола, главное - делать это каждый раз перед началом работы, чтобы выработалась реакция
  • Если вы знаете за собой слабость в переключении на нерабочие вопросы, ставьте таймеры (техника Pomodoro: 25 минут на интенсивную работу без переключений + 5 минутный отдых, и снова по кругу), используйте инструменты блокировки соцсетей в определенное время, функции родительского контроля на гаджетах и ТВ приставках и т.п.
  • Можно использовать звуковое сопровождение – ставить звук белого шума, костра и пр., что работает на концентрацию.
  • Уделите особое внимание рабочему месту. Это должен быть другой стол/ стул, чем тот, на котором вы отдыхаете – даже пересадка с одной стороны стола на другую работает как переключение из одной роли (отдыхающего) на другую (работающего). Пробуйте разные варианты, которые будут максимально способствовать вашей продуктивности: творческий беспорядок или идеально чистое рабочее место. Уберите личные вещи в виде игрушек, пустых чашек/тарелок. Лучше, если это будет максимально светлое место в доме.
Отдельный момент – управление командой. Переход на удаленную работу, если до этого вы ее в команде не практиковали, – это стресс и для вас и для вашей команды, поэтому первое правило - не рубите с плеча. Дайте подчиненным время адаптироваться: важно понимать, что адаптация может проходить дольше, чем вы думаете.
Главное – не дать людям дистанцироваться от вас и ощущения общности. Для этого хорошо работают общие рабочие чаты, где вы будете сначала самым активным участником, а затем подтянется команда. Для начала надо составить график выхода на связь с сотрудниками – например, раз в 2 часа в первые несколько дней. Обратите внимание, что это не просто фразы вроде «Как у кого дела? Все ли хорошо?» – включения в эфир должны быть содержательными. Можно рассказать о новостях компании, о том, какие решения приняли, о том, как вынужденный перевод на удаленную работу воспринимают клиенты и т.д. Также на задачу «не дать дистанцироваться» хорошо работают регулярные созвоны команды между собой и регулярные звонки с руководителем тет-а-тет. Важно отметить, что все люди разные, и кому-то нужно будет созваниваться по 3 раза в день, а кому-то хватит одного разговора в 3 дня, и не существует универсального подхода.

Попросите членов команды сигнализировать о проблемах на ранней стадии и не раздражайтесь, если поначалу они начнут обращаться к вам с самыми несущественными вопросами. Это процесс адаптации к новой реальности и новой форме взаимодействия, а также форма выражения беспокойства о ситуации или собственной эффективности. Через какое-то время люди придут «в себя» и будут более эффективно расходовать время руководителя.
Обратная связь как никогда приобретает значение: вашего лица не видят часто, поэтому давайте обратную связь регулярно и обязательно положительную. Это критически важно в текущий момент, если не хотите выйти после карантина с половиной прежней команды.
С точки зрения методов контроля хорошо работает постановка коротких целей на день и анализ по итогу дня. Можно делать это в командном созвоне ежедневно: каждый называет свою задачу на день и обязуется ее выполнить. Какие-то технические методы, например, автотрансляция рабочего стола и другие жесткие виды отчетности по трудозатратам (если только это не обусловлено содержанием рабочего процесса) я считаю малоэффективными, т.к. мотивация должна быть в приоритете.




Автор: Анастасия Овчаренко
Руководитель high-tech практики Kontakt InterSearch Russia
и эксперт в области тайм-менеджмента